Георгий Розов
Предметная
фото съемка, или, в фотографическом просторечии, предметка, – один из
самых распространенных способов зарабатывания денег журнальными
фотографами. Женским журналам постоянно требуются фотографии все новых
и новых тюбиков губной помады, флакончиков духов, баночек с кремами,
обложек книг, бижутерии; мужским – курительных трубок, кинжалов, ножей,
обуви. Такая съемка не приносит больших денег, но если приспособиться к
ней, освоить всерьез, без высокомерия, то может оказаться, что она не
только прокормит вас, но и доставит настоящее творческое удовлетворение
от преодоления все новых и новых технических и композиционных задач.
Удобнее
всего снимать предметы камерами большого формата, имеющими уклоны и
подвижки передней и задней стенок, а также двойное вытяжение меха,
позволяющее крупно снимать мелкие предметы. Только такие камеры
позволяют исправлять перспективные искажения и добиваться идеальной
резкости всех предметов, лежащих на одной плоскости при любой глубине
кадра, или, наоборот, нерезкости того, что задумано передать на снимке
размытым. Назначение наклонов передней и задней стенок камеры не
одинаково. В
нейтральном положении обе стенки камеры строго параллельны. Вместе
подвижки и наклоны стенок камеры обеспечивают управление перспективой и
резкостью. Широкоформатные камеры с подвижными стенками имеют огромные преимущества перед узкопленочными и среднеформатными. Но и сами форматные
камеры, и листовая пленка – дорогое удовольствие. Позволить себе его
может далеко не всякий. Поэтому многие фотографы используют для съемки
предметов камеры любого формата. С появлением цифровых камер
большинство российских журналов полностью перешли на съемку предметов
такими камерами. Это ускорило процесс подготовки фотографий для
полиграфии. Но какой бы камерой вы ни вооружились, для фото съемки
предметов необходимо обзавестись линейкой оптики от широкоугольника до
портретного телевика. При этом все объективы должны иметь макрорежимы.
Дело в том, что в последние годы стало модным намеренное
гипертрофированное усиление перспективных сходов или столь же
гипертрофированное уменьшение глубины резкости. Этого не добиться без
сменной оптики (фотография 1).
фоны Необходимо
запастись и фонами. Плохо, когда фон отвлекает внимание от снимаемого
предмета. Для светлых предметов чаще используются темные фоны, для
темных – светлые. В качестве фонов можно использовать и ткани, и
бумагу, и картон. Фонов много не бывает, но чаще всего я использую в
работе три специальных бесфактурных матовых листа пластика: белый,
серый и черный. Мелкие предметы часто кладу прямо на фон. Вот тут-то и
проявляются преимущества этих фонов. Ведь при макросъемке на бумаге или
ткани фактура фона становится слишком агрессивной. Она отвлекает
внимание от предмета. Кроме того, тени, отбрасываемые объектом съемки
на фон, портят впечатление от фотографии. Избежать этого можно, положив
предмет на лист качественного стекла, а под ним на некотором расстоянии
поместить лист белой бумаги.
Она в этом случае будет служить и расфокусированным фоном, и
отражателем рассеянного контрового света. Можно избавиться от теней,
положив на стекло лист белого пластика и подсветив его снизу так, чтобы
тени, которые отбрасываются предметом, перестали быть заметны. По сути,
такая конструкция – почти просветный стол, без которого сейчас не
обходится ни один профессиональный прикладник. Просветный стол в таких
ситуациях – идеальное решение (фотография 2, 3). При съемке
предметов невозможно обойтись без различных отражателей света:
лайт-дисков разных размеров, рассеивателей света, затенителей, кусочков
битых зеркал. С помощью этих нехитрых приспособлений можно подсвечивать
или притемнять те или иные детали сюжета, добиваясь желаемой проработки
деталей именно там, где необходимо, а не по всему полю кадра
(фотография 4, 5).
Практикум. Урок фотографии 12
Лишь
всемогущий палец фотографа, нажимая на спуск, способен остановить
прекрасные мгновения жизни. Впрочем, не все мгновения прекрасны и не
все фотографии хороши. Съемка движения требует особых знаний и навыков.
Фотограф может и подчеркнуть скорость движения, и заморозить,
остановить его на плоскости снимка, если будет правильно использовать
фотографические инструменты. С их помощью легко создать впечатление,
что летящая пуля застыла на месте, а пожилой монах быстро идет по
храму, увлекая за собой паству (фотография 1).
Очень
важно вовремя нажать на спуск — ни раньше, ни позже, а именно в тот
момент, когда движущийся объект примет характерное для него положение в
пространстве. Научиться ловить нужное мгновение непросто. Для этого
надо знать, что затвор фотоаппарата инерционен. С момента, когда вы
решили, что пора нажать на спуск и палец действительно нажмет на
кнопку, и до момента, когда откроются шторки аппарата, пройдет какое-то
время. Возможно, ничтожно малое, но вполне достаточное, чтобы нога
каратиста, к примеру, ударила противника и на снимке оказалась
остановленной на половине пути к полу. Перед тем, как всерьез взяться
за фото съемку подобных динамичных сюжетов, имеет смысл понаблюдать за
тем, как они протекают. Еще лучше вхолостую пощелкать аппаратом, чтобы
научиться нажимать на спуск чуть раньше, чем реально случится момент,
за которым вы охотитесь (фотография 2). Существуют три основных
метода фото съемки двигающихся объектов: съемка с проводкой, съемка с
длинными выдержками и съемка с короткими выдержками. Съемка
с проводкой применяется, когда необходимо не только подчеркнуть
скорость движения, но еще и выделить движущийся объект, оторвать его от
фона. Фон при этом получается размазанным, а объект остается резким.
Степень смазки фона зависит от угловой скорости перемещения объектива
камеры. Чем быстрее движется он относительно фона, тем длиннее полоски,
в которые превращаются детали фона. На практике съемка с проводкой
очень проста, хотя и требует тренировки. Вы располагаете в рамке
видоискателя движущийся объект и сопровождаете его, удерживая в одной и
той же точке кадра. В нужный момент плавно нажимаете на спуск. Если
выдержка была достаточно длинной (для велосипедиста, например, подошла
бы 1/30 c), то на фотографии фигура спортсмена получится резкой, а фон
и ноги размажутся. Фигура получится
резкой из-за совпадения угловых скоростей движения фотоаппарата и
объекта съемки, а фон размажется из-за того, что он был неподвижен
относительно движущегося объектива (фотографии 1–3, 9). Съемка с
длинной выдержкой применяется в тех случаях, когда нужно размазать
движущийся объект. Этот прием часто применяется при съемках фонтанов,
водопадов, морского прибоя, ночных городских пейзажей, театральных
репортажей, жанровых сценок. При этом результаты настолько разнообразны
и непредсказуемы, что никому не надоедает экспериментировать, варьируя
сферы применения самого приема и степень смазки объектов. Чтобы струя фонтана стала походить на мыльный пузырь, она на фотографии должна быть размазана
(фотография 4). Чем длиннее выдержка, тем больше смазанность воды. Этот
прием особенно любят фотографы, снимающие ночные городские пейзажи.
Выдержка при съемке таких сюжетов может достигать нескольких секунд. За
это время автомобили успевают проехать десятки метров. Свет от фар или
габаритных огней оставляет яркие белые или красные полосы. Точно также
снимаются эффектные кадры с детскими аттракционами в парках (фотография
5).
Динамичности можно добиться, если слегка размазать
какой-то важный элемент, а фон оставить совершенно резким. Например,
снять поток людей в час пик с длинной (1/15 с) выдержкой. Мостовая и
сидящие люди останутся резкими, а идущие размажутся (фотография 6).
Уместна съемка с длинной выдержкой и при съемке многих производственных
процессов в рекламных целях. Таким способом я снимал гутную печь на
стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный. Белые дугообразные полосы
оставлены раскаленным стеклом, которое таким способом охлаждают
стеклодувы (фотография 6).
Театральная
съемка редко обходится без использования длинных выдержек. И не только
потому, что так хочется фотографу. Чаще этот прием применяется
вынужденно: освещение на сцене довольно слабое, а двигаются артисты
весьма энергично. В столь экстремальных условиях остается только
поднять чувствительность до максимума. Но и это не гарантирует от
шевеленки. Остается только закрепить камеру на моноподе (одноногом
штативе) и плодить как можно больше дублей. Потом, в спокойной
обстановке, обычно удается выудить в куче мусора жемчужное зерно
(фотография 8). Съемка
с короткими выдержками тоже может быть полезна при фото съемке
движущихся объектов. Ведь не всегда нужно размазывать объект. Иногда
вообще трудно снять предмет, который движется с сумасшедшей скоростью.
Например, в аквапарке есть почти вертикальная горка. Фотограф может
видеть, как из трубы вылетает нечто с контурами человека. Это нечто,
окутанное завесой из капель воды, и моргнуть не успеваешь, как
скрывается из виду в другой трубе. Тут без применения самой совершенной
репортерской аппаратуры не обойтись. Меня выручил Nikon D2X. Семь
кадров в секунду в RAW-формате — это как раз то, что помогло решить
задачку за считанные минуты. Камера успевает не только снять
пролетающую мимо тень. Она еще и резкость при этом держит. Все дубли
были настолько резкими, что я смог выбрать лучший из пяти вполне
приличных кадров (фотография 9). В
том же аквапарке снята маленькая девочка на горке. Тоже с очень
короткой выдержкой. Но этот снимок совсем не похож на предыдущий.
Движение девочки словно заморожено. Счастливое личико абсолютно резкое.
Капли воды по большей части выглядят как стекляшки. Только
непосредственно возле ног малышки они размазались, и это спасает кадр
от полного остекленения. Снимать предметы, движущиеся прямо на камеру,
особенно сложно. Даже автофокус репортерских камер не всегда успевает
за перемещающимся объектом. А если у вас камера типа Nikon D 70, то
остается только выключить автоматику, навести резкость на какую-то
точку в пространстве и ловить момент, когда объект там окажется. При
должной сноровке — это вполне продуктивный метод. Но и в этом случае
сюжет с девочкой нельзя было снимать с длинной выдержкой. Вся прелесть
этой фотографии именно в выражении счастья на абсолютно резком личике
(фотография 10). Иногда съемка с короткой выдержкой позволяет увидеть то, что глаз человека разглядеть не в состоянии. Те
же капли воды в струе фонтана глазом по отдельности не воспринимаются.
Они в нашем сознании преобразуются в поток. Поэтому вода, снятая с
короткой выдержкой, выглядит как-то необычно, неправильно. В то же
время есть ситуации, когда эта неправильность становится художественным
приемом. И сама по себе служит предметом удивления и любования
(фотография 11). В
фотографической практике все приемы съемки движущихся объектов
применяются не в чистом виде, а перемешиваются и превращаются в
непредсказуемые коктейли. Благодаря чему фотографии разных фотографов
так не похожи один на другой. Длинная выдержка может сочетаться с
проводкой, короткая при двойной экспозиции — с длинной. Вот, к примеру,
снимок крестного хода из фоторомана о Раифском монастыре. Для получения
этого кадра мне пришлось использовать штатив-лестницу Владимира
Беседина: камера была закреплена на высоте 3м абсолютно неподвижно, а я
стоял на штативе со спусковым тросиком в руке. Было сделано три дубля с
разными экспозициями. Первая по светам, то есть так, чтобы ярко
подсвеченные архитектурные сооружения не оказались пересвеченными (это
была короткая выдержка для данного сюжета). Затем пришлось снимать с
экспозицией по теням (чуть длиннее, чем первая). Мне хотелось сохранить
детали черных металлических решеток и ступенек крыльца. И только третья
экспозиция была рассчитана на съемку движущейся массы людей. Я
специально зажал диафрагму до 22, чтобы удлинить выдержку. Мне хотелось
добиться ощущения текучести людской массы. Свечки в руках прихожан
оставляют на матрице яркие траектории. Толпа медленно втекает в
церковь. Эта выдержка была самой длинной — 9 с. При этом часть людей
размазалась совсем, но те, что стояли на месте, остались почти резкими.
За компьютером все три файла я наложил послойно один на другой, а
лишние детали удалил (фотография 12). Снимая
двигающиеся объекты, не стоит забывать о композиционных правилах. Для
подчеркивания динамики движения можно использовать линии перспективных
сходов, нисходящие или восходящие диагонали дорог, мостов, след
самолета в небе, линии волнового следа на воде. Если сюжетно важный
объект будет двигаться в одном с ними направлении — это подчеркнет
скорость (фотография 13). Напротив, вертикали, перпендикулярные направлению движения (столбы, деревья, фигуры людей и т. п.), резко тормозят движение в кадре. Их надо избегать. Существует
и такое композиционное правило: необходимо оставить движущемуся
предмету свободное пространство в направлении движения. Ведь если
снятый с проводкой автомобиль упрется на снимке в край кадра — он
остановится! Даже размазанный фон не спасет картинку. Написал и
вспомнил, что последнее время довольно часто нарушаю это правило,
потому что герой, упершийся в край кадра, помогает придать картинке
минорное настроение (фотография 14). Фотографические табу — мишени для
ниспровергателей. Я нахожу особое удовольствие в том, чтобы открывать
для себя все новые и новые, неизвестные мне прежде, способы создания
красивых фотографий. И процессу этому нет конца.
Источник: http://www.fotodelo.ru |